|
||
|
Лувр. Прикладное искусствоЧрезвычайно ценные с художественной и с исторической точки зрения предметы прикладного искусства и мебели сосредоточены в отделе, который отделился от отдела скульптуры в 1893 году. Эти экспонаты попали в Лувр из королевских коллекций, из сокровищницы абатства Сен-Дени и ордена Святого Духа и в 1901 году были перевезены в Лувр из национального музея мебели; коллекция также пополнялась благодаря продолжающимся и в наши дни покупкам и дарам Она выставлена на втором этаже (premier etage) крыла Ришелье и в северном и западном крыле Квадратного двора. На втором этаже (premier etage) крыла Ришелье экспонируются предметы прикладного искусства средних веков, от Возрождения до начала 17 века, начиная с изделий из слоновой кости периода палеохристианизма, таких как "Берберини", где изображён торжествующий император, возможно Юстиниан; византийские изделия, среди которых знаменитый "Триптих Арбавиля" середины 10-го века, где абсолютно точно, во всей сложности, изображены памятники той эпохи: Исусу Христосу, Богоматери, Крестителю, апостолам и святым. Средние века представлены произведениями, среди которых выделяется конная статуэтка "Король Карл Великий" (9-ый век) эпохи каролингов, некогда принадлежащая сокровищнице собора в Меце, а среди предметов римской эпохи выделяются изделия покрытые эмалью из провинции Лимузен и Мёз, такие как браслет "Армила", где изображён воскресший Христос (ок. 1175 - 1180 гг.); готическая эпоха тоже отмечена эмалями из провинции Лимузен (ок. 1200-1210 гг.), такими какбляха "Смерть Мадонны" и чаша "Дароносица Альпе" и великолепными парижскими изделиями из слоновой кости 13-го века, как "Снятие с креста" очаровательная "Мадонна" из сокровищницы Сен-Шапель - изделие, отличающееся большой тонкостью и элегантностью, затем следуют высококачественные средневековые изделия из драгоценных металлов, среди которых можно назвать священный Триптих из позолоченного серебра из аббатства Флореф (Бельгия, после 1254 года) или ковчег для мощей святого Людовика и святого Луки из Тулузы, казнённых в Неаполе, выполненный из хрусталя и позолоченного серебра с эмалью. К этому хронологическому ансамблю можно добавить замечательные образцы сокровищницы королевского аббатства Сен-Дени и вазу из порфира "Орёл", выполненную из золочёного серебра в форме царственного орла по заказу аббата Сен-Дени Сюгера в 12 веке, или ещё одно произведение "Мадонна Жанна из Эврё", подаренное в 1339 году аббатству королевой, а также королевские регалии "Скипетр" из золота, украшенный статуэткой Карла Великого, выполненной для Карла Пятого в 14-ом веке. Если говорить о конце средневековья, то упомянем "Автопортрет" Жана Фуке - изображение золотого цвета, написанное на медальоне из покрытой эмалью меди. Это уникальное произведение той эпохи и по своей технике и по выбору сюжета. Назовём также испанско-мавританскую керамику 14 - 16-го веков. Коллекции эпохи Ренессанса, выставленные в залах, ранее принадлежащих Министерству финансов, включают в себя две больших выставки ковровых изделий этого отдела, а именно замечательная серия гобеленов "Охота Максимилиана", сделанная в Брюсселе около 1530 года по рисункам Бернара ван Орли, и не менее известная "История Сипьона", выполненная на Гобеленовой мануфактуре (основанной в 1662 году) по рисункам Жюля Ромена. Из предметов итальянского Ренессанса следует упомянуть предметы из бронзы работы мастера из Падуи, "Арион" Андреа Ричио, ансамбль из майолики. Из эмалей с росписью эпохи французского Возрождения особенно замечательны изделия крупного мастера по эмали из Лиможа Леонарда Лимузена, а именно его портрет "Анн де Монморенси". Детали гобеленов и предметы искусства из сокровищ ордена Святого Духа, представленные наряду с изделиями из драгоценных металлов французских мастеров 16 века, таких как "Щит" и "Шлем" Карла Девятого из золочёного металла, расписанного эмалью, пополняют коллекцию этой эпохи. Кроме трёх залов в крыле Ришелье, декоративному искусству 17-го и 18-го века посвящены залы 2-го этажа северного крыла и Квадратного двора. В крыле Ришелье выставлены французские и итальянские изделия из бронзы конца 16-го и 17-го веков, такие как статуи Генриха Четвёртого и Марии Медичи, выполненные Варфоломеем Приером и произведения Жана Болонь и его учеников, а также находится зал Еффиата, где выставлена мебель 17 века: кровать, кресла. Самое замечательное из произведений из золота и серебра - это так называемая "Золотая шкатулка" Анны Австрийской. Затем в Квадратном дворе находятся два зала, в которых демонстрируется искусство Андре-Шарля Буля, талантливого специалиста по слоновой кости времён Людовика 14. Работая в Лувре, Буль занимался изготовлением мебели, инкрустированной медью и перламутром и украшенной бронзовыми накладками. В ротонде Давида-Вейла и в галерее Ниаркоса находятся самые знаменитые французские изделия из золота и серебра периода "рококо", например, "Декоративная ваза дюка Бурбонского" и изделия неоклассицизма. В следующих залах выставлена мебель эпохи Людовика Пятнадцатого, ярко представления работами Шарля Кресента, краснодеревца времён Регента и автора "Комода с обезьяной" и целой серией плоских бюро, украшенных бронзой в стиле "рококо" В большой гостиной, названной "Абондан", мы можем видеть деревянную обшивку и мебель середины 18 века, очень полно представляющую этот период. К 1760 г., под влиянием неоклассической реакции, линии мебели становятся более строгими, а изделия из бронзы свидетельствуют о тяге к греко-романскому стилю украшения. Этот стиль воплотится в работах Жана-Франсуа Эбена: стол в бургундском стиле, а затем в работах его учеников: Жана-Франсуа Лелё, комод работы которого из комнаты принца Конде из Бурбонского дворца находится по соседству с изделиями Гобеленовской мануфактуры из того же дворца, и Жана-Анри Рознера (мебель времён королевы Марии-Антуанеты). Значительный ансамбль изделий из дерева времён Людовика Шестнадцатого перевзён из отеля Лин на улице Сен-Доминик В "Китайском кабинете" находится лакированная мебель, изготовленная Мартином Карленом для дочери Людовика Пятнадцатого. Осмотр коллекций 19-го века временно разделён на две части. В Квадратном дворе, можно увидеть произведения периода Раставрации (кровать Карла Десятого, 1825 г.) и времён Июльской монархии, самым замечательным из которых является ваза "Сбор винограда" Фромена Мэриса Они пока ещё находятся в залах, занимающих половину западного крыла, в то время как в прежнем здании Министерства финансов, на 1 -ом этаже его северного крыла со стороны двора Марли, представлены предметы конца 18 века (кровать мадам Рекамье, 1798 г.), и времён Империи, такие как "Афинский треножник Наполеона Первого (Athenienne)" и "Шкатулка для драгоценностей императрицы Жозефины" 1869 года Осмотр заканчивается посещением гостиной Наполеона Третьего в бывших помещениях Министерства финансов. И наконец, в отделе прикладного искусства, среди самых престижных драгоценностей можно увидеть "драгоценности Короны", такие как знаменитый "Регент" - бриллиант в 137 карат, который был приобретён в 1717 году Филиппом Орлеанским - регентом Людовика Пятнадцатого, и который украсил корону этого монарха. Драгоценности расположены в галерее Аполлона, названной так потому, что художник Лебрен, которому Людовик Четырнадцаный поручил её декоративное оформление, избрал тему бога Солнца - эмблему суверена. Тема была подхвачена Эженом Делакруа по случаю реставрации этой галереи Дюбаном в 1848 году, и он написал "Аполлон, побеждающий Питона".
|