|
||
|
Лувр. ЖивописьИз всех мировых коллекций коллекция живописи Лувра считается если не самой многочисленной, то наверняка самой полной. Она берёт своё начало в "картинной галерее" Франциска 1-го в Фонтенбло; её значительно приумножил Людовик Четырнадцатый. После описи 1709 -1710 гг. в ней насчитывалось 1500 картин, затем она пополнилась за счёт конфискации церковного имущества и имущества эмигрантов после свержения монархии, а ещё позднее за счёт конфискаций в период революции и захватов в европейских странах вследствие императорских побед. В 1815 году она пострадала от реквизиций. Во времена Второй империи коллекция приобрела новый размах, она активно пополнялась с помощью даров и покупок, но при приобретении новых картин выбор делался в соответствии с многообразием коллекционного фонда. Эта коллекция развернулась на всём третьем этаже (second etage) крыла Ришелье и Квадратного двора, она также занимает часть крыла Денон на втором этаже (premier etage), на западе от галереи Аполлона и, в частности, Квадратный зал, Большую галерею и Государственный зал. Не удивительно, что треть всех картин, хранящихся в Лувре, принадлежит французской школе. Самыми значительными произведениями, начиная с 14и 15-го веков, являются: "Оплакивание Христа (из Вильнё в лез Авиньона)", грандиозный и суровый шедевр конца средневековья, который приписывается Энгерранду Картону, выходцу из епархии Лана, и, как известно, работавшему в Провансе с 1444 по 1466 гг.; или ещё одно произведение, выполненное неизвестным художником приблизительно в 1360 году, "Портрет Жана Доброго"; самая старая французская картина, имя художника которой нам известно и, в тоже время, принадлежащая к жанру, в котором Жан Фуке прославится в следующем веке, - это всё ещё готический по своей сжатой композиции "Портрет Карла Седьмого" (ок 1445 г.) В 16 веке, в то время как расцветает портретный жанр во главе с талантливыми Жаном и Франсуа Клуе, итальянские декораторы, приглашённые в Фонтенбло Франциском 1-ым, вводят в моду полный грации и утончённости маньеризм. Примеров этой тенденции является "Диана-охотница", написанная приблизительно в 1550 году неизвестным художником В ней якобы узнали идеализированно изображённую Диану де Пуатье, фаворитку Генриха Второго Но из всех художников, на творчество которых повлияла школа Фонтенбло, мало кто имел такую яркую индивидуальность, как Антуан Карон Его картина "Избиение в Триумвире", датированная 1566 годом, полна аллегорий, как это было принято в то время, и содержит в себе едва прикрытый намёк на первые вспышки насилия в эпоху религиозных войн. В начале 17 века, после кризисного периода французские художники будут искать вдохновение в искусстве Италии, в основном, в Риме. Многие из них, такие как Валентэн или Виньон, найдут его в произведениях Караваджо, в его популярных и религиозных сюжетах, в его контрастном драматизирующем освещении ("Смерть Мадонны"). Жорж де Латур, тоже воспользовавшись этим живительным притоком новизны, пишет интимные сцены при вечернем освещении, передавая мерцающий свет факела или свечи и упрощая в своей собственной оригинальной манере формы и, пользуясь тёмными цветами, создаёт загадочную атмосферу ("Святой Тома", "Святой Иосиф-плотник"). Из трёх братьев Ленен, котоорых ещё сильнее привлекало изображение обихода, Луи Ленен сумел с наибольшим чувством и без преувеличенной сентиментальности передать достоинство самых обездоленных, которое они сохраняют, несмотря на внешнюю грубоватость ("Крестьянская семья"). Никола Пуссен, который несомненно является мастером французского классицизма, был также теоретиком, философом и поэтом, прожившим почти всю свою жизнь в Риме. Он, как никто другой, был привязан к идее совершенствования своего искусства; доведённые до совершенства пейзажи, которые служили фоном в его картинах на библейские, мифологические и исторические сюжеты, стали в конце концов преобладать над содержанием ("Аркадские пастухи"). Клод Желле, известный под именем Клода Лоррена, был тоже пейзажистом, но менее интеллектуальным, более лиричным и привязанным к сюжету. Он, прежде всего, посвящал себя изучению света, его изменениям в течение дня и его отражениям в воде; принято считать, что его творчество было предвестником импрессионизма. Портретный жанр не только не забыт в нашей живописи 17 века, но и напротив позволил многим великим талантам полностью раскрыться. Филипп де Шампень - официальный портретист Людовика Тринадцатого и Ришелье - был художником фламандского происхождения. Увлёкшись янсенизмом, он стал иконописцем и написал в 1662 году своё основное произведение "Обет" (Ex-voto) как благодарность Богу за исцеление его дочери Катрин - монашки из Порт Рояль. На картине она изображена рядом с настоятельницей монастыря Аньес Арно в тот момент, когда та получает весть о чуде. Очень далеки от этого сурового благочестия живой и академичный "Канцлер Сегюер" (прибл. 1655- 1657 гг.) Шарля Лебрена и пышный и торжественный "Людовик Четырнадцатый" (1701 г.) Иасента Риго. И в том, и в другом заставляющем нас восхищаться произведении лица персонажей свидетельствуют о тонкой, с точки зрения психологии, наблюдательности мастеров. В самом начале 18 века Антуан Ватто, заменяя старые сюжеты новыми и улучшая технику живописи, открывает в ней тем самым новые пути. Вдохновлённый сценами и персонажами современного итальянского и французского театра, автор "Жиля", символического и в то же время характерного портрета одного актера (полагают даже, что это автопортрет), всё же полностью демонстрирует свой талант колориста и замечательного рисовальщика, перенося эти сцены в нереальный феерический мир мечты. Ватто был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры 28-го августа 1717 года как художник-автор "галантных празднеств". Он представил в Академию картину "Отплытие на остров Цитеру"; вторая, более законченная, но менее воздушная её версия хранится в Шарлотенбургском дворце в Берлине. Это тонкое искусство, наполненное поэзией, будет задавать тон французской живописи в течение нескольких десятилетий, у него будут преемники в "галантном жанре" в более декоративной и фривольной манере -в лице Франсуа Буше, в более интимной и вдохновенной манере - в произведениях Оноре Фрагонара, а с появлением натюрмортов и портретов Жана-Батиста Шардена ("Автопортрет") оно сольётся с реализмом Сам Жан-Батист Грёз, склонный к поучениям, пишет грациозный, в стиле своей эпохи "Разбитый кувшин" (1777 г.). Во второй половине 18-го века раздаются всё более громкие протесты против живописи, воспринимаемой как слишком духовная, использующая лёгкие средства, чтобы понравиться, как слишком привязанная к повседневной жизни Возникшее в противовес этому поклонение перед античным миром греков и римлян, подкреплённое новыми археологическими находками, приводит к предельной идеализации во всех областях искусства, делая его более естественным, более весомым и героическим. От этой тенденции зародился неоклассицизм, своего рода манифестом которого стала "Присяга Горациев" - картина успешно выставленная в Салоне 1785 года. В уравновешенной композиции, наполненной ритмом на манеру античных барельефов, с правильной анатомией тел и преобладающим над цветом рисунком, Луи Давид сумел изобразить и достоинство поз, и душевное благородство, и историчность сюжета Французская революция, а затем и эпопея Наполеона позволили этому властному приверженцу своей доктрины и его ученикам блестяще себя выразить. "Коронование Наполеона", написанное Давидом в 1805 - 1807 гг., где во всём размахе проявляется его талант портретиста, и "Бонапарт, посещающий больных чумой в Яффе" - картина, написанная Антуаном Гро за несколько месяцев в 1804 году, относятся к числу самых больших и самых знаменитых произведений Лувра. Но, несмотря на официальное признание этой тенденции, не может быть и речи о её безраздельном господстве Картины Пьера-Поля Прюдона ("Императрица Жозефина"), наполненные чувством и поэзией, являются как бы продолжением изящной живописи 18-го века; проглядывает романтизм и в картинах Анн-Луи Жироде. И действительно, эпический характер "посещения больных чумой" может нам позволить сделать такой вывод. "Плот Медузы", представленный Теодором Жерико в Салоне 1819 года, часто принято считать первым манифестом французского романтизма. Пыл и драматическая напряжённость этой картины превращают её из простой иллюстрации к происшествию (в июле 1816 года затонул фрегат, отправившийся в экспедицию в Сенегал, и после этого караблекрушения спаслись только 15 человек) в одно из важнейших произведений французской живописи, оправдывая тем самым тот факт, что она расположена в той же галерее, что и картины Эжена Делакруа, под предводительством которого победно выступает новая школа живописи. Она стала триумфом цвета, движения, страсти. Это революция в живописи. Какая из 60-и хранящихся в Лувре картин этого гениального художника сможет это лучше всего проиллюстрировать? Наверное, революционная "Свобода, ведущая народ", вдохновлённая июльскими событиями 1830 года. Или посетитель предпочтёт более рассудочного Делакруа с его "Взятием Константинополя крестоносцами" (1841 г.), в котором смятение и порыв, присущие предыдущей картине, смягчены и уравновешены благодаря достоинствам композиции. Но было бы непростительно пренебречь важнейшим из аспектов искусства этого превосходного колориста и не назвать его полотно "Алжирские женщины" (1834 г.), где свет играет такую важную роль; и мы рискуем не понять его сложную душу, если не будет назван здесь "Портрет Фредерика Шопена" (1838 г.), в котором он так хорошо передал всю муку романтического творчества Эжена Делакруа принято сопоставлять с Жаном-Домиником Энгром. Энгр был волшебником цвета и поэтом форм, для которого "рисунок служил мерой в живописи" ("Семья Стамати"). Он был также поклонником венецианских мастеров, Рубенса, флорентийских художников и преданного чистоте линий Рафаэля, чему последний учился у мастеров греческой керамики. Он являлся пылким защитником права на вымысел, обладателем чистого и реалистического ума и классиком в том, что касалось чёткости и смелости наблюдений. Три картины могут достаточно ясно, каждая по-своему, проиллюстрировать эстетику этого безмятежного и крепко стоящего на ногах буржуа, способного тем не менее на создание самых чувственных произведений, вдохновившись красотой женского тела. "Апофеоз Гомера" (1827 г.) - композиция, предназначенная для украшения одного из плафонов Лувра, должна восприниматься как символ его убеждений; "Портрет господина Бертэна" (1832 г.) - основателя журнала дебатов - является почти символическим изображением буржуазии того времени; "Турецкие бани" (1862 г.) - результат долгой и успешной работы над темой купальщиц Характерные особенности творчества Энгра тоже стали отдельной школой в живописи. В своей картине "Туалет Эсфири" (1842 г.) Теодору Шассерьо удалось совместить свою принадлежность к этой школе с искусством близким по духу сопернику своего учителя. Эта картина достойна как одного, так и другого. Любовь к природе, навеянная романтизмом, диктует возврат к жанру пейзажа, который, начиная с 1830 года, занимает важное место во французской живописи. В этом жанре Камиль Коро, сто тридцать картин которого находятся в Лувре, следует по стопам Пуссена и Лоррена, придерживаясь классической традиции, но свежесть его поэтического восприятия и его тяга к тонким световым эффектам позволяют его живописи обрести некую свободу, предвещая приход импрессионизма ("Воспоминания о Морфонтене", "Дама в голубом"). Другие художники, сильнее привязанные к реализму, берут пример с голландских художников 17-го века; многие из них выберут местом своего творчества близлежащие к лесному массиву Фонтенбло деревни, как, напрмер, Барбизон, давшая имя одной из школ в живописи. К самому знаменитому представителю Барбизонской школы, Теодору Руссо ("Выход из леса Фонтенбло"), вскоре присоединились такие художники пейзажисты, как Дюпре, Диаз, Дюбиньи и Жак Их пейзажи, освобождённые от какого бы то ни было литературного сюжета, воспевали природу, деревья, воду, стараясь изобразить колыхание воздуха и игру света в разные часы дня в одном и том же месте. Этим самым они предвосхищали знаменитые "серии" импрессионистов. Как правило, человек отсутствовал в их композициях. Вероятно, этим отсутствием они хотели выразить своё неприятие прогресса цивилизованного мира и индустрии и всех социальных проблем той эпохи. С этой точки зрения, их искусство прямо противоположно творчеству Милле, Курбе и Домье, чьи работы, воспевающие человеческое достоинство крестьян и горожан, находятся сейчас в музее Орсэ. Из всех зарубежных школ итальянская школа представлена в Лувре лучше других не только потому, что она самым престижным образом украсила первые королевские коллекции живописи, но и потому, что она во все времена высоко ценилась во Франции. Нет такого периода в её истории, который, начиная со второй половины 12-го века до конца 18-го, века не был бы представлен в Лувре многочисленными произведениями, представляющими мировую ценность. Два больших алтарных украшения из церкви Сан Франческо в Пизе блестяще представляют начало флорентийской живописи. Первое - величественная "Мадонна с ангелами" (ок. 1270 г) руки Чимабуэ, на котором поза Мадонны и младенцев более естественна и человечна, что свидетельствует о начале движения против иератизма византийских моделей; второе - "Святой Франциск Ассизский получает стигматы" (ок. 1300 г.), написанное Джотто, которому удалось к тому времени избавиться от застылости форм. Часть маленького полиптиха, остальные части которого находятся в Королевском музее искусств в Анвере в музее Берлин-Далем, кисти Симона Мартини "Несение креста", написанного им во время его пребывания при папском дворе в Авиньоне (1340 - 1344 гг.), наряду с примитивистами других школ Италии, свидетельствует о большом вкладе сиенских художников. В период кватроченто (15 вею, под двойным влиянием архитектуры и скульптуры, итальянская живопись вступает на путь Ренессанса. Картина "Коронование богоматери", написанная в 1434 -1435 гг. для церкви Сан Доменико Фьезоле, остаётся средневековой по выбору сюжета и своему мистицизму, но в ней уже чувствуется новая тенденция: перспективное построение, равновесие, расположение фигур, свободное от традиционных схем; всё это явные признаки нового направления, что делает сцены из жизни святого Доминико, изображённые на пределле, ещё более выразительными. Новаторскими являются поиски Паоло Уччелло, который около 1450 - 1455 гг. написал эпизод из "Битвы при Сан Романо" для дома Медичи Луврская "Битва при Сан Романо" - одна из трёх частей единого комплекса кисти Уччелло, а остальные две находятся в Уфици и Лондонской национальной галерее Тщательность, схемное использование ракурсов, передающих объём и глубину, декоративная стилизация форм, подчёркнутая тёплыми красками, придают этому произведению монументальность Большая алтарная композиция "Голгофа", выполненная крупнейшим мастером итальянского кварточенто Андреа Мантенья для храма Сан Дзено в Вероне, является образцом его раннего творчества "Распятие" - средняя часть пределлы этого алтаря, а боковые части находятся в музее Тура Контуры подчёркнуты, формы предельно жёстки Напряжённые цветовые контрасты созвучны трагизму сцены. На двух больших композициях кисти Сандро Ботичелли, которому было трудно выбрать между христианизмом и гуманизмом, мы наблюдаем танцующий ритм линий, тонкие и прозрачные краски, необыкновенно изящный стиль. Аллегорический сюжет насыщен мечтательной поэзией, свойственной искусству Боттичелли. Это фрески, датированные 1483 г., из виллы Лемми (около Флоренции), принадлежавшей семье Торнабуони, которые были друзьями семьи Медичи "Золотой век" (конец 15-го - первая половина 16 века) итальянского Ренессанса наилучшим образом представлен в Лувре, во-первых, уникальной во всём мире коллекцией Леонардо да Винчи, начиная с самой знаменитой в мировой живописи и вызывающей самое большое восхищение картиной-портретом, в которой узнаются черты моны Лизы Герардини, вышедшей замуж в 1495 году за богатого флорентийца Франческо дель Джокондо, откуда и название картины "Джоконда". Леонардо питал такую привязанность к этой картине, которую он писал с 1503 по 1505 год, что когда по приглашению Франциска I в 1516 году он приехал жить во Францию около Амбуаза, в замке Клу, где он умер три года спустя, он взял эту картину с собой. "Джоконда" стала самым драгоценным украшением королевской картинной галереи "cabinet des tableaux". Уже веб было сказано о загадочной улыбке, великолепной форме лица, о том, как светотень придает формам особую мягкость, о туманной дымке на заднем плане, в которую погружен пейзаж. Давно уже изучается таинственная поэзия и мастерство "Мадонны в гроте", заказанной в 1483 годя для братства ордена святого Франциска Гранде из Милана, а также символизм и духовность другого шедевра "Мадонна с младенецем и святая Анна", написанного несколькими годами позже "Джоконды". Эта картина выполнена по заказу сервитов из Флоренции для большого алтаря их церкви. Многие картины Рафаэля, находящиеся сейчас в Лувре, принадлежали Франциску I. Возможно, что ему также принадлежала картина, которая лучше других выражает идеал гармонии этого художника. Это "Мадонна с младенцем и Иоанн Креститель", получившая название "Прекрасная садовница" из-за её сложного сюжетного мотива. Менее знаменитый и написанный в несколько свободном стиле портрет его друга Бальтаэара Кастильоне, поэта, дипломата и "лучшего рыцаря в мире", по словам императора Карла Пятого, который Рафаэль написал около 1514-1515 г.г. Он был приобретен Людовиком Четырнадцатым у наследников кардинала Маэарини в 1661 г. В этом же году, из того же источника в королевскую собственность попало другое известное произведение той эпохи, принадлежащее кисти Корреджо - "Сон Антиопы" (ок. 1524-1525г.г). Искусство этого художника не столь интеллектуально, но более чувственно. Эта тенденция особенно ярко проявилась в Венеции. Вплоть до конца 16-го века венецианские художники пишут не из желания показать своё искусство, но чтобы выразить чувства, которые они испытывают, глядя на пейзаж, на одетую или обнажённую модель; тонкости рисунка и модели столь дорогих флорентийским мастерам, они предпочитают световые и цветовые массы - это современная манера "maniera moderna", пионером которой был Джорджоне, а его ученик Тициан - блестящим представителем. Кто из них, мастер или ученик, является автором "Сельского концерта"? Долгое время эту картину приписывали кисти Джорджоне, полагая, что картина написана в 1510 - 1511 г г, но сейчас её скорее считают работой Тициана. Её сравнение с картиной "Опускание в могилу", написанной им 15 лет спустя и ставшей частью королевской коллекции в 1671 году, как и "Сельский концерт", свидетельствует о большом стилистическом сходстве. Лувр обладает двумя замечательными образцами великой эпохи веницианской живописи, начиная с её декоративного периода до следующего её поколения. Большое полотно "Свадьба в Кане" кисти Веронезе, заказанное в 1562 году годя для столовой монастыря Сан-Джорджио Маджоре в Венеции и законченное в 1563, и эскиз к большой композиции "Рай", которая была заказана в 1588 году Тинторетто и должна была украсить зал заседаний дворца Дожей. К концу 16 века в Италии начинается новая глава в истории живописи В Болонье, в Академии художеств, в Первой школе искусств, основанной в 1585 г., отец и сын Караччио обучают эклетизму, но в пейзажах Аннибале Караччио.таких как "Охота" и "Рыбная ловля", чувствуется влияние натурализма. Караваджо, эклетизм и техника которого окажут влияние на европейскую живопись, особенно на французскую, был более революционным в своём творчестве. Его картина "Смерть Мадонны", заказанная в 1605 году для римской церкви Святой Марии Трастевере, вызвала скандал реализмом сцены, которую сочли слишком плебейской. В ней подчёркивается контраст тёмных и светлых частей картины, и этот контраст нашли слишком драматическим. Эта картина не вызвала восхищения даже у людей, признавших, что в ней есть признаки благотворного возрождения. В 18 веке в Венеции итальянская живопись достигает своей вершины. Самые замечательные произведения этого периода, находящиеся в коллекциях Лувра, - это картины Франческо Гварди100. Десять из двенадцати картин, входящих в коллекцию с самого начала, посвящены торжествам, организованным по случаю коронования нового дожа Альвизе Четвёртого. Не так богато представленные в Лувре, как итальянские собрания, картины фламандской и голландской школ, выставленные в крыле Ришелье, тем не менее, позволяют получить почти полное представление о каждой из них. Что касается фламандской школы, то она начинается с двух главных картин: "Мадонна канцлера Ролэна" (ок. 1435) Яна ван Ейка, попавшая в Лувр из собора Отена, которому её подарил бургундский концлер Никола Ролен; вторая картина - это "Триптих семьи Брак" (ок. 1452 г ) Рогира ван Вейдена, предположительно выполненный по просьбе Екатерины де Брабант в память об её усопшем муже. Среди произведений второй половины 15-го века привлекают внимание многие картины Ганса Мемлинга, а именно "Портрет пожилой женщины" (ок. 1470-1475); в числе произведений 16-го века "Ростовщик и с женой" (1514 г.) Квентина Метсиса является одной из картин, положивших начало жанровой живописи, а также "Калеки" (1568 г.) Питера Бригейла Было много толкований этой картины, но согласно одному из них, в ней содержится намёк на бунт нищих против правительства Филиппа II Испанского. Влияние Питера Паулюса Рубенса на фламандскую школу 17-го века блестящим образом продемонстрировано в Лувре двумя великолепными портретами его второй жены "Елена Фурмен с детьми" и наполненной жизнью картиной "Кермес" (ок. 1635-1638 г г.). Впоследствии эта картина будет внимательно изучена французскими художниками (Вато, Фрагонаром и Делакруа). Особое внимание заслуживает большой декоративный ансамбль, написанный между 1622 и 1625 гг. во славу королевы Марии Медичи по её просьбе для галереи Люксембургского дворца. Самые знаменитые эпизоды этого ансамбля являются ещё одним источником вдохновения для этих художников. Речь идёт о "Прибытии Марии Медичи в Марсель". Среди многочисленных портретов Карла I Английского, которые оставил нам рядовой королевский художник Антон ван Дейк, этот портрет, находящийся в Лувре, считается самым лучшим. То же самое можно сказать и о картине "Четыре евангелиста" (ок. 1617-1618 гг.), относящейся к лучшим произведениям руки Якоба Иорданса. В голландской коллекции великолепно представлены все крупные художники, например, Иероним Босх со своим полотном конца 15 века "Корабль дураков". Это почти сюрреалистическая аллегория, где зло высмеиваются "безумства вкуса" и "пороки эпохи". Лукас де Лейд со своим фантастическим пейзажем "Лот и его дочери", который в 1509-1517 годы послужил прелюдией в маньерическом стиле голландскому "люминизму грядущего века"; Франс Хале с так называемым характерным портретом "Цыганка" (ок 1628 г.) в стиле Караваджо по своей свободной и смелой манере; Ян Вермеер Дельфтский со своей "Кружевницей" (1664 г.), где тончайшая обработка света, цвета и мазка создают полную атмосферу, поэтизируя её домашний покой; "Астроном" - картина, приобретённая взамен на долги в 1983 г ; Якоб ван Рейсдал с одним из самых прекрасных пейзажей в мире живописи "Луч солнца" (ок. 1670 г.) Но славу этой коллекции составила серия картин Рембрандта : портреты, автопортреты, а именно, один из них, такой волнующий, изображающий художника в возрасте 54 лет, где он разбит горем, разорён, одинок, но верен своему искусству. Библейские сцены, из которых "Ученики Эмаюса", где волшебство сочетания светлых и тёмных тонов соединяется с необыкновенной простотой композиции, чтобы выделить так, как это редко удавалось, божественное присутствие; и "Вирсавия'' (1654 г.) за туалетом, держащая в руке письмо, в котором Давид говорит ей о своей любви, - одна из редких обнажённых Рембрандта, для которой он избрал моделью свою вторую жену верную Хендрикье Стофелс. Более скромно представленная, коллекция немецкой живописи всё же насчитывает несколько главных полотен самого славного периода этой школы (конец 16 века), а именно, "Снятие с креста", составляющее центральную часть большого триптиха, выполненного приблизительно в 1500 году художником, названным по имени алтаря в Мюнхене, Мастером Святого Варфоломея (алтарь находится в Пинакотеке в Мюнхене); "Автопортрет", который Альбрехт Дюрер написал в возрасте 22 лет (1493 г.) и который он якобы посвятил своей невесте (синеголовник в его руке символирует супружескую верность); одна из самых сооблазнительных венер (1529 г.), написанная Лукой Кранахом старшим; самый знаменитый из портретов, который Ганс Голбейн младший написал с "принца гуманности" Эразма (1523 г.), пишущего своё "Пояснение к Евангилию Св. Марка". Как бы ни было скромно её место в Лувре, английская школа 18-го века тем не менее блестяще представлена портретом руки Сэра Джошуа Рейнольдса ("Портрет ребенка"). основателя Королевской академии, и его соперником Томасом Гейнсборо, а также произведениями художника всех европейских дворов Сэра Томаса Лоренса Что касается 19-го века, то он представлен пейзажами Джона Констебля, произведениями Ричарда Парка Бонинтгтона и Жозефа Тернера. Что же касается испанской коллекции, то она, разумеется, не столь богата, как личная коллекция Луи-Филиппа. Она была выставлена в Лувре с 1838 по 1848 гг., а затем её увезли в Лондон, куда был выслан король, а там, во время распродажи 1853 года, её раскупили частные лица. Однако, и в наше время она отличается великолепной серией шедевров: из примитивистов - "Мученичество Святого Георгия" (ок. 1430 - 1435 гг.) Мартореля; "Христос на кресте" (ок. 1580 г.) - одна из самых характерных для манеры Эль Греко картин; великолепные образцы "золотого века" (17-ый век) этой школы, такие как "Хромоножка" Рибера. "Похороны святого Бенавентуры" (ок. 1630) Сурбарана; "Молодой нищий" (1650 г.) Мурилло; "Инфанта Маргарита" (ок. 1655 г.), дочь Филиппа Четвёртого, которую приписывают кисти Веласкеса, или "Месса по случаю основания ордена Тринитер" (1666 г.) Карено де Миранда. И, наконец, множество портретов кисти Гойи, среди которых портрет "Маркизы де Солана" из коллекции Бестеги.
|