Главная | Рецепт дня | Поиск рецептов по продуктам | Фото | От автора | Обратная связь | Реклама
Кулинарные рецепты
Медицинские рецепты
Косметические рецепты
Детские рецепты
Рецепты обустройства
Аквариум
 
Главная Фотоальбом Лувр Лувр. Искусство древнего Египта

Лувр. Искусство древнего Египта

Другой всемирно известный археологический ансамбль, но созданный позднее (в 1826 г.), чем отдел искусства Древнего Востока, - это отдел Древнего Египта, как и отдел Восточного искусства он обогащался с помощью даров и приобретений. Своим развитием он во многом обязан плодотворной работе французских учёных, начиная с его создателя и первого хранителя Жана-Франсуа Шампольона - автора метода расшифровки иероглифов. Таким образом, коллекции Шампольона позволяют и сегодня наблюдать в развитии египетскую цивилизацию и искусство Древнего Египта, с самого возникновения до эпохи христианства Коллекции выставлены на первом этаже в южно-восточном крыле Квадратного двора, на так называемой Египетской лестнице и на втором этаже среднего крыла в нескольких залах, выходящих во двор. Украшение залов, выполненное между 1827 и 1833 годами, и их достойное уважения историческое прошлое оправдывают его название "Музей Карла X" Переустройство отдела позволит ему разместить коллекции и на первом, и на втором этажах крыла Квадратного двора. Во время работ самые знаменитые экспонаты будут отобраны и временно выставлены в различных залах музея.

В то время как для многих этот отдел привлекателен богатством документальных материалов: бесчисленных текстов, наглядных изображений и таких предметов, как оружие, инструменты, сосуды, элементы меблировки, предметы одежды и туалета, украшения, игры, игрушки, письменные принадлежности, музыкальные инструменты, свидетельствующих о жизни и обычаях долины Нила в древности, внимание большинства посетителей всё же привлекает блестящая коллекция шедевров, некоторые из которых входят в число самых знаменитых произведений египетского искусства.

Таким образом, "Кинжал Гебель даль Арак (ок. 3300 - 3200 гг. до н.э.) с рукояткой из слоновой кости, украшенной сценами войны и охоты, свидетельствует о первых проявлениях этого искусства, подчёркивая в то же время азиатское влияние, господствующее до возникновения династий. Но в тинитскую, эпоху, во времена первых двух династий, вырисовывается оригинальность египетской скульптуры, достигшей в первых веках 3-го тысячелетия замечательной техники изображения. О ней свидетельствует монумент из известняка, восходящий к 3100 г. до н.э.: "Стела царя-змеи" из царского некрополя в Абидосе Сдержанное и в то же время величественное украшение некрополя представляет собой фасад и воспроизведённое по вертикали внешнее строение дворца владыки с возвышающимся над ним соколом, символизирующим бога Гора -покровителя египетской династии, в которого она перевоплощалась, в то время как внутренняя часть аллегорически изображена в виде змеи, на которой писалось царское имя.

Произведения эпохи архаики (будь то статуи из камня или из дерева или барельефы) величественны, но в эпоху Древнего Царства (ок. 2700 - 2200 гг. до н.э.) в искусстве появляются элементы реализма, что придаёт выразительность и несравнимый оттенок правдоподобия многим из ныне хранящихся в Лувре произведениям эпохи 4-ой и 5-ой династий. Эта тенденция к яркому выражению индивидуальности особенно ощутима в скульптуре "Голова царя Дидуфри" из розового кварца, которая раньше, по всей видимости, принадлежала сфинксу, или в скульптурной группе из дерева "Чиновник из Мемфиса и его жена", хотя и несколько повреждённой, и полностью раскрывается в одном из самых известных произведений искусства Древнего Египта "Сидящем писце". Эта статуя из крашенного известняка, найденная в гробнице в Саккаре, по-видимому изображает служащего из провинции Каи, статуя которого, найденная в той же гробнице, также хранится в музее Мы не знаем, кто этот персонаж с тростниковой палочной в руке и развёрнутым на коленях папирусом, но он очаровывает нас своим живым лицом и светящимся умом внимательным взглядом, направленным на того, чьи слова он должен записать. Это впечатление усилено инкрустацией глаз писца: белок выполнен из белого кварца, радужная оболочка - из горного хрусталя, а зрачок - из чёрного дерева.

Реализм, присущий искусству Среднего царства (2060 - 1786 гг. до н.э.) в годы правления 11-ой и 12-ой династий, начинает во многих случаях уступать идеализму. Два произведения из нашей коллекции свидетельствуют об этом : статуя из песчаника "Главы пророков" Аменематанха, имеющая строгую, но гармоничную форму, а также статуя грациозной "Носительницы даров", удлиннёное и тонкое тело которой деликатно проступает под прозрачной туникой, покрытой сеткой бисера. Эта статуя сделана из дерева, покрытого штукатуркой а затем раскрашенного.

Эта тенденция к идеализации становится всё более изыскнной и определяется в эпоху Нового царства (ок. 1555 - 1080 г.г.), слава и богатство которого не находят себе равных в истории долины Нила. Всевластие фараонов, расцвет дворцовой жизни и богатство господствующих классов способствуют зарождению по-настоящему "классического" искусства, наиболее соответствующего идеалам красоты египетского народа: эстетика, позволяющая сочетать грацию и мягкость с поисками величия и благородства. Среди свидетельствующих об этом шедевров отдела Древнего Египта нелегко сделать выбор Многие из посетителей остановятся перед статуей "Нефтис" из диорита, на которой выгравировано имя Аменофиса III (ок. 1403 - 1365гг.), чтобы полюбоваться строгой элегантностью тела богини, выполненной в полный рост и прижимающей к себе скипетр в форме папируса.

Многих посетителей конечно привлечёт барельеф из крашенного известняка с могилы Сети I (ок. 1303 - 1290 гг. до н.э.) в Долине царей, на которой богиня Хатор, одетая в восхитительную тунику, протягивает Сети ожерелье - знак её божественного происхождения. Этот барельеф иллюстрирует всё очарование искусства этого периода и в него вложено много чувства. Посетителей наверняка привлечёт и поразит другое произведение, хронологически находящееся между двумя предыдущими. Это колоссальный бюст необычайных размеров из песчаника "Аменофиса Четвёртого - Ахенатона" (ок. 1305 - 1349 гг. до н.э.), преподнесённый Франции Египтом в благодарность за участие, принятое ею в сохранении монументов Нубии Он выполнен таким образом, чтобы на него смотрели снизу вверх (его верхушка находится в 4-х метрах от земли) Манера, в которой он выполнен, продиктована теми бурными изменениями, которые как в религиозной доктрине, так и в искусстве послужили толчком к возникновению натурализма Он вполне типичен для официальной скульптуры амарнской эпохи, искусству которой присуща глубина, оживлённая реализмом, не отступающим перед преувеличениями, позволяющими ему лучше отразить духовную жизнь человека, верующего в Атона.

Другие прекрасные произведения напоминают нам о значительных усилиях, которые египетские скульпторы эпохи последних египетских династий приложили к тому, чтобы возродить искусство Древнего царства. Статуэтка из дерева времён 30-ой династии (380 - 342 г.г.), изображающая в полный рост человека в тунике, наиболее характерна для этого периода возврата к эпохе архаики и стилизации с характерным для него удлинением тел. Она изображает человека, одетого в длинную тунику, видимо священнослужителя, о чём говорит его обритая голова.

Поздние эпохи Древнего Египта - птолемейская, романская и византийская - тоже широко представлены в коллекциях Лувра Отбор наиболее интересных античных произведений этих эпох позволил создать секцию искусства коптов. Фрагменты архитектуры, рельефыиз камня и дерева, ковры и одежда, предметы культа из бронзы, слоновой кости, изделия из стекла свидетельствуют о смене источников этого искусства, сначала фараонических, а затем греко-романских, с момента их зарождения в 4-ом веке, в период расцвета с 5 по 7-ой века и, в конце концов, в период арабского завоевания (641 г.), продлившегося до 12-го века Новая экспозиция, посвященная искусству коптов, дала возможность, кроме всего прочего, частично воссоздать, на основе архитектурных деталей внешнего и внутренних украшений, церковь 6-го века в монастыре святого Аполлона. Эта церковь находилась в деревне Бауит в Среднем Египте и была действующей, по крайней мере, до 9-го века. Её главный придел украшала написанная на дереве картина замечательной красоты, ранее находившаяся в одной из молебен обители. Она изображает смотрителя монастыря в 7-ом веке и носит название "Христос, защищающий аббата Мена".

Hosted by uCoz