|
||
|
Дворец и музей ЛувраЛувр возник как средневековая крепость в самом слабозащищённом месте Парижа приблизительно в 1200 году при короле Филиппе-Августе Крепость была построена на месте, называемом "Лупара" - слово, которое французский язык позднее превратил в "Лувр" Она находилась в юго-западной части Квадратного двора, где в ходе раскопок 1984-85 г.г. были обнаружены, а затем открыты для осмотра в подвальных помещениях её развалины. Когда это сооружение потеряло своё военное назначение, король Карл Пятый (1364 - 1380 г.г.) превратил её, предварительно расширив и перестроив, в королевскую резиденцию. Но и это новое предназначение долго не продлилось На более чем полтора столетия короли покинули Лувр отчасти из-за превратностей столетней войны, отчасти привлечённые прелестями долины Луары. По их возвращении в Париж старая крепость была снесена В 1527 году Франциск I приказал снести её главный донжон и решил в 1546 году заменить его зданием в стиле Ренессанса Архитектор Пьер Леско, которому было поручено строительство нового дворца и который руководил им при последних королях династии Валуа, создал его классический проект в строгом стиле, но его реализация потребовала бы много времени и растянулась бы на будущие века и на последующие царствования Чтобы связать уже частично перестроенный Лувр со зданием, построенным в ту же эпоху по приказу Екатерины Медичи, архитекторы Фелибер Делорм и Жан Булан построили в пятистах метрах к западу, на месте, называвшемся Тюильри, Малую и Большую галерею или "Галерею на берегу", которую назвали галереей Генриха Четвёртого (1589 - 1610). В 17-ом веке при Людовике Тринадцатом, а потом Четырнадцатом, архитекторы Лемерсье, а затем, Лево возвели остальные здания, которые окружают нынешний Квадратный двор, а на востоке соприкасаются с Колоннадой Перро. При Наполеоне Первом, в начале 19-го века, архитекторы Персье и Фонтэн, завершая строительство четырёхугольного здания и его украшение, начали строительство Северного крыла, симметричного Большой галерее Полвека спустя, чтобы замкнуть пространство между Старым Лувром и Тюильри, Наполеон Третий поручил архитекторам Висконти, а затем Лефуэлю построить здания, которые должны были окаймлять Квадратный двор с севера и Двор Наполеона с юга. Но в 1871 году Тюильри сгорел, и на западе единство этого дворцового ансамбля было прервано. Только два павильона, павильон Марсан, выходящий на улицу Риволи, и павильон Флоры со стороны Сены и примыкающие к ним здания подлежали реставрации. Музей "Лувр" возник только в конце 18-го века в период французской революции, но идея его основания родилась за 40 лет до его возникновения Автор этой идеи Лафон де Сен Иен в своём памфлете, выступая против того, что королевские коллекции были недоступны публике, предложил выставлять их в Большой галерее дворца. На этот призыв откликнулись другие писатели и философы, а именно Дидро в своей "Энциклопедии" (в статье "Лувр" 1765 года) Маркиз де Мариньи, управляющий зданиями Лувра, сделал первую, хотя и безуспешную попытку представить проект такой выставки Людовику Пятнадцатому. При Людовике Шестнадцатом граф Данживилер, преемник де Мариньи, внимательно изучил этот план, но плачевное состояние финансов и политические события помешали его осуществлению. После свержения королей, в период Конвента, появилась возможность его реализации. Согласно декрету от 27-го июля 1793 года 10-го августа следующего года был основан "Центральный музей искусств". Но речь шла лишь о временном и частичном открытии музея. Постепенно, в течение всего периода революции, а затем Реставрации, проводились значительные работы по переустройству Большой галереи, где были выставлены шедевры живописи, а также первого этажа Малой галереи, посвященной древнему искусству. Эти работы были начаты в 1802 году, когда генеральным директором музея был Виван Денон. В 1803 году музей, который постоянно пополнялся с помощью военных трофеев, был назван именем Наполеона; он должен был представить публике престижную коллекцию шедевров, превосходящую коллекции всех времён. Позднее, в связи с реквизициями в 1815 году, навязанными союзниками -победителями Наполеона, Лувр опустел. Однако, очень быстро в период Реставрации и Июльской монархии, его коллекции вновь пополнились, особенно когда часть скульптур Музея французских памятников, закрытого в 1817 году, была перевезена в Лувр, а также в связи с постоянным ростом отделов древнегреческого, древнеримского, древнеегиптского и восточного античного искусства. Постепенно музей занял все четыре крыла Квадратного двора. В период Второй империи сооружение крыла, в центре которого находится павильон Денон и три крыла здания, которые соединяют его поперёк с Большой галереей, позволили организовать осмотр многочисленных шедевров. Диктуемые прогрессом музеелогии, а также интересами искусствоведения и развитием археологии, а также постоянным ростом коллекций и необходимостью улучшить приём растущего потока посетителей (около 5 миллионов в год), работы по переустройству помещений и залов Лувра продолжаются вплоть до сегодняшнего дня. Лувр увеличил свою выставочную площадь за счёт открытия в 1968 году павильона Флоры и значительно расширился в сентябре 1981 годы, когда по решению президента Республики музею были отданы дворцовые помещения, занятые до того Министерством финансов. Это очень важное решение, поскольку оно предполагает одновременно передачу новых помещений для музея, а также позволяет совершенно по-иному разместить коллекции, чтобы наилучшим образом обеспечить ориентацию и движение посетителей от павильона Флоры до Колоннады. В 1989 году, в центре двора Наполеона, был построен центральный вход в Лувр, что наконец позволило ему обрести все необходимые для приёма посетителей службы, которых ему не хватало в течение трёх веков. Этот вход венчает пирамида из стекла, задуманная архитектором - автором всего этого сооружения И. М. Пеем. В связи с ремонтными работами были проведены археологические изыскания, позволившие открыть для осмотра остатки развалин средневекового Лувра времён Филиппа-Августа и Карла Пятого. В 1993 году прежнее помещение Министерства финансов, расположенное на севере, в крыле Ришелье, было полностью перестроено с целью разместить там около десяти тысяч шедевров. Но преобразование музея с учётом исторической ценности этих самых древних залов на этом не закончилось. По-новому будут представлены коллекции в Квадратном дворе и крыле Денон. Лишь отдел скульптуры закончил своё переустройство, когда в 1994 году открылись две новые галереи, посвященные иностранным школам Отдел древнеегипетского искусства будет полностью преобразован; в отделах древнегреческого, этрусского и римского искусства откроется новая греческая экспозиция, а отделы восточного и прикладного искусства закончат работы по своему преустройству, начатые в крыле Ришелье, а итальянская и испанские школы живописи будут выставлены в крыле Денон.
|